НСА: субсидии должны быть адекватны потребностям аграриев
В 2014 г. средств федерального бюджета может не хватить на обеспечение потребности аграриев в страховании с господдержкой в ряде регионов. Об этом свидетельствует соотнесение практики субсидирования договоров страхования членов Национального союза агростраховщиков в 2013 г. с запланированными объемами средств на господдержку на 2014 г., распределение которых по субъектам утверждено Правительством РФ в конце января.
Согласно распоряжению № 80-р, на господдержку страхования растениеводства выделено 4 997,0 млн. руб., а животноводства – 950,0 млн руб. Размер финансирования незначительно снижен по сравнению с плановыми показателями прошлого года (5,0 и 1,0 млрд. руб. соответственно). В то же время, в декабре 2013 г. в порядке перераспределения объем субсидий по страхованию был снижен на 1,3 млрд. руб., которые Минсельхоз РФ снял с программы поддержки страхования в целях погашения потребности в субсидиях по инвестиционным кредитам (из них около 602 млрд руб. снято с программы поддержки страхования растениеводства и 724 млн руб. – с поддержки страхования животных).
«Таким образом, объем запланированной господдержки агрострахования на 2014 г. незначительно превышает показатель реального финансирования в предыдущем году, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – Однако остаются вопросы о достаточности финансирования программы. Предварительные сведения компаний НСА на 31.12.13 свидетельствуют о том, что после перераспределения субсидий в ряде регионов средств федерального бюджета оказалось недостаточно для господдержки всех договоров страхования в растениеводстве, заключенных аграриями с компаниями-членами НСА в 2013 г. Такая ситуация наблюдается в 18 регионах РФ, в которых для полной оплаты 50% взноса из федерального бюджета не хватает в сумме 851 млн руб. Возможно, что проблема будет закрыта за счет средств региональных бюджетов, однако в ряде регионов ситуация вызывает серьезные опасения. Так, в Татарстане потребность в субсидировании по договорам страхования, заключенным с компаниями НСА в 2013 г., составляет около 342 млн. руб., в то время как федеральный бюджет на республику в целом выделил всего 131,2 млн руб. Республика изыскала средства и перечислила 236 млн. руб., но на 31.12.14 задолженность органов АПК по уплате страхового взноса еще находилась на уровне 105,5 млн руб., или 31% от потребности в субсидировании. В текущем году федеральный бюджет выделяет Татарстану столько же субсидий – 131,9 млн руб.».
Аналогичная ситуация, по данным НСА, была характерна в 2013 г. для многих регионов, наиболее активно развивающих страхование урожая. Например, Ставрополье – крупнейший получатель федеральной субсидии на страхование посевов в 2013 г. (590,7 млн руб. после перераспределения в декабре), снова получит по плану на 2014 г. только 379,7 млн. руб. субсидий, хотя потребность аграриев края в субсидии по договорам, заключенным с компаниями НСА, в 2013 г. составила 672,5 млн руб.
Некоторым регионам, в которых страхование развивалось динамично и которые изыскали возможность погасить задолженность по взносам, федеральный центр выделил субсидии ниже потребности прошлого года, но с увеличением: Белгородская, Оренбургская область. Всего в списке субъектов РФ имеется 10 регионов, в которых размер выделенных средств оказался ниже прошлогодней потребности в субсидировании по договорам аграриев с членами НСА. Кроме уже упомянутых, это также Орловская, Липецкая, Самарская, Кемеровская области, Краснодарский и Красноярский края.
«Закон гарантирует крестьянам, использующим страхование с господдержкой, оплату 50% страхового взноса за счет государства. Очень важно, чтобы это реализовывалось на практике, – отмечает президент НСА Корней Биждов. – Оптимизм в этом году внушает тот факт, что распределение субсидий по регионам утверждено уже в январе – в отличие от прошлого года, когда неопределенность сохранялась до середины июня. Это повышает управляемость системы. С другой стороны, не очень понятно, как государство может ставить задачи по расширению использования механизма страхования аграриями, не увеличивая, а даже сокращая объем субсидирования».